Представляю краткий обзор первой части знаменитой серии стратегических игр «Казаки». Рассказать о первой части я решил именно на примере дополнения «Последний довод королей», так как оно принесло с собой немало улучшений оригинала и при этом в наличии хорошие кампании.
Классика
«Казаки» — одна из тех игр, что сразу приходят в голову при упоминании словосочетания "классическая стратегия". Тут есть все элементы оной: сбор ресурсов, строительство базы, постройка армии и, собственно, сражения. Помимо этого у игры есть и собственные достоинства, которые помогли ей завоевать сердца игроков. В первую очередь это зрелищность. Как вам, например, возможность одновременного присутствия на экране нескольких тысяч бойцов? Дух захватывает, когда на поле брани сходятся две армии — сначала сближаются, держа строй, а потом начинают драться в ближнем бою или перестреливаться. Конница несется с флангов, артиллерия (которая и есть "последний довод королей") пробивает бреши в строю — в общем, динамично и вряд ли надоест.
Отстройка базы занимает не меньше времени, чем война, при этом так же интересна. Архитектура здесь практически у каждой нации уникальна (а их немало), так что картинка не страдает однообразием. Опять же, сам процесс постройки не обделен тактическими и стратегическими элементами — за стратегию отвечает необходимость сбора ресурсов, за тактику — возможность захватывать некоторые здания и наличие оборонительных сооружений. Места добычи всех ресурсов, кроме еды тоже предстоит охранять, ибо крестьянин — не харвестер, вполне может попасть в рабство, да и умирает быстрее; а уж шахты так и подавно убежать не могут, к тому же крестьянам нужно время, чтобы выйти оттуда. Тактика строительства будет состоять в том, чтобы верным образом разместить охрану и фортификационные сооружения, такие как пушки и стены. Есть еще один важный момент — однотипные здания с каждой новой постройкой дорожают.
Война — дело дорогое
Ресурсов у нас шесть видов: дерево, еда, камень, золото, железо, уголь. Последние три добываются в шахтах, которые нужно строить в определенных местах. Дерево и камень добывают на свежем воздухе, где природа сотворила лес и, хм, кучи камней. Еду добывают крестьяне в полях, растущих вокруг мельницы, и рыбацкие лодки, соответственно, в воде. Добыча ресурсов сделана, наверное, по самой стандартной схеме — у нас есть крестьяне, которые и добывают нам все виды ресурсов — от еды до золота. Ресурсы постоянно расходуются и на содержание. Бесполезных ресурсов нет: при отсутсвии еды ваши подданные начнут умирать, при отсутсвии камня и дерева вы ничего не построите, при отсутсвии золота взбунтуются наемники и ваши линкоры, при отсутствии угля или железа стрелки и пушки не смогут вести огонь. К счастью, есть рынок, но учтите, что цены там динамические, и скупая постоянно один ресурс вы рискуете очень сильно поднять его стоимость.
Ученье — свет
Добротная стратегия не может обойтись без науки. Потому нас здесь ждет прорва улучшений, на добычу ресурсов, на строительство, на улучшение боевых и защитных возможностей зданий и подразделений. В общем, улучшений много, практически все полезны по-своему, так что изучать вы их будете до поздних стадий каждой партии.
Большая часть улучшений доступна для изучения в отдельном здании — академии. Но и почти в каждом другом здании есть, что улучшить. Шахты, например, мы расширяем, увеличивая максимальное количество крестьян, которые могут там работать. Атаку и защиту отдельных боевых единиц улучшаем там же, где их производим. А в городском центре можно изучить одну из самых интересных (в эстетическом плане) технологий — перейти в XVIII век. Это принесет возможность строительства новой казармы, позволяющей производить новые войска.
Последний довод королей
Войск ровно столько, чтобы не запутаться в их многообразии. В среднем на нацию приходится два пикинера (17 и 18 век), два мушкетера, гренадер, священник-лекарь, кирасир, гусар, два драгуна, пушки, гаубица, да флот из нескольких кораблей. Плюс, у всех есть дипломатический центр — здание для постройки наемников (есть возможность выбора из нескольких типов бойцов разных наций). Самих наций, в общей сложности, 18 штук, некоторые из них обладают лишь парой уникальных юнитов, но есть и более оригинальные нации, например Россия, Украина, Турция.
Тактическому гению дают некоторое пространство для маневра и позволяют объединять определенное количество соладат с помощью офицера и барабанщика в отряд, который может принимать различные боевые построения (линия, каре, колонна) и сражается эффективнее. Опять же, артиллерия — очень мощная сила, которая может вам доставить много неприятностей. Кучка вражьих мортир за стенами города (причем довольно далеко) вполне может оставить вас не только без башен и стен, но и без основных зданий, а крестьяне будут умирать в попытках их починить, от осколков самих зданий. Потому лучшая защита — нападение, а значит скучать не придется.
План боевых действий
Но это не все, чем порадуют нас «Казаки». Нам предложат пройти пять сюжетных кампаний плюс обучение из нескольких миссий.
Все кампании хороши, и задания на них не сводятся к тупому "отстрой базу, собери войско и закатай противника в землю". Наоборот, обычно нас всей этой радости лишают. Нередки миссии, когда у нас под началом будет небольшой отряд (а то и вовсе одинокий протеже, чья смерть ведет к поражению). Карты приятные, скрипты не мозолят глаза, иногда задания заставляют поломать голову — играть интересно.
Рейтар хоть и не казак, но уж точно не слабак.
Не забыты и одиночные сценарии, коих тоже несколько. Там тоже есть скрипты, но миссии скорее о тактике, а не о сюжете. Обычно в этих миссиях нам противостоят превосходящие силы противника, которые надо победить.
Ну и в завершение идут привычный нам режим схватки. Выбираем сторону, настраиваем союзников/противников, особенности карты, игры — и вперед, в бой.
А если этого покажется мало — есть редактор карт, который и сам по себе является неплохим развлечением, поскольку в нем можно в реальном времени сталкивать любые армии, какие вам только в голову придут, а не только пейзажи рисовать.
Подсчет потерь
Во время написания обзора по очень приблизительным подсчетам погибло порядка 150 тысяч нарисованных бойцов, в плен попали 400 крестьян, уничтожено 650 орудий, потоплено 25 кораблей, разрушено 500 зданий. Пострадал также один explorer.exe, который приходилось убивать на время игры, чтобы не было бага с цветностью игры. Игра строго рекомендуется к ознакомлению, ибо классика, чертовски аддитивная классика.
Орфография поговорок сохранена при копировании из интернета.