Шерлок Холмс против Арсена Люпена: сказ про то, как два гения забавлялись
Истории про детектива Шерлока Холмса стали хорошим способом заработать для сэра Артура Конана Дойла. Правда его при этом несколько тяготила большая слава этого персонажа — он не считал эти свои сочинения значимыми литературными работами и хотел, чтобы читатели больше ценили другие его произведения.
Вот так получилось, что халтурка ради денег обессмертила имя своего творца.
Образ персонажа детектива — очень удобный для воплощения в играх жанра квест (или адвенчур). Не обязательно продумывать боевую систему и погружаться в проработку большого мира, вполне достаточно изобразить несколько локаций и сочинить очередное расследование. Шерлок Холмс в этом случае не единственный детектив, который так и просится в интерактивное воплощение — давно существует большая серия приключений Нэнси Дрю (традиционно воспринимающаяся как ориентированная в первую очередь на женскую/девичью аудиторию).
Итак, как когда-то в литературе, так сейчас и в мире игр новые приключения Шерлока Холмса будут востребованы и могут быть прибыльными.
Так же как многие истории начинали экранизировать сразу с появлением кинематографа, так же и в виде игры очень давно появлялись проекты с Шерлоком Холмсом: некоторые из этих игр ещё вовсе не имели графики и были интерактивными книгами. В дальнейшем эти интерактивные книги стали получить и кое-какие иллюстрации, но основной процесс всегда зависел от погружения фантазии игрока в написанную историю и выбор действий для завершения успешного расследования.
Создавать всевозможные квесты любили и у нас. Хотя "русский квест" считается специфическим явлением, не все игры при этом были сборниками анекдотов. Так и в конце 2000 года издательство Бука выпустило новинку от студии Сатурн-Плюс на радость любителей Шерлока Холмса и Доктора Ватсона — квест с завлекающим названием Шерлок Холмс: Возвращение Мориарти. Особенно любопытно было участие в озвучке Василия Ливанова и Виталия Соломина, которые вновь возврвщались к своим ролям. Здорово?.. Достаточно посмотреть на послужной список студии Сатурн-Плюс, чтобы предствить себе возможный уровень исполнения данного квеста. Игра не блестящая, но когда всё связанное с компьютерами было увлекательной диковинкой, то на ура заходили и откровенные середнячки.
Так начинает заканчиваться эпоха вседозволенности, когда за правами на бренд в мире игр строго не следили и любые разработчики могли брать одну и ту же тему и делать по ней свои игры как захочется.
Украинская компания Frogwares приобретает права на Шерлока Холмса и в последующие годы большая часть новинок с этим персонажем будет разработана в стенах этой студии. Отдельно отметим, что есть ещё игры по мотивам новых фильмов Гая Ричи про Шерлока Холмса, их делали другие разработчики. Видимо подразумевается разграничение прав на разные виды продукции с Холмсом.
Frogwares выбрали два направления для своих проектов. У них есть простые игры для казуальной аудитории, которые больше похоже по классификации на "поиск предмета" и содержат в себе ряд головоломок. В таких играх почти нет проработанного сюжета или разнообразных персонажей, но они и не являются полноценными квестами. В своей нише нормальные игры. Пример такого проекта — "Шерлок Холмс и тайна персидского ковра".
В 2004 году выходит Sherlock Holmes: Secret of the Silver Earring (Шерлок Холмс: Загадка серебряной серёжки). В этом квесте уже заложены основы будущих проектов студии: в доме Шерлока Холмса есть лаборатория, при помощи которой нужно будет исследовать собранные улики; в меню есть разные вкладки для собранных документов (писем, газет), записаны разговоры со свидетелями и подозреваемыми; инвентарь и карта местности, которая также позволяет совершать быстрые переход по ключевым отметкам.
Каждый этап расследования будет заканчиваться режимом дедукции, в котором предстоит связать между собой утверждения и подкрепить их уликами: показаниями свидетелей, найденными предметами или документами. Такой своеобразный тест несколько громоздкий, а при неудачном завершении его сам Шерлок Холмс сообщит о допущенной ошибке. И придётся тогда перепроверять все цепочки заново. Забегая вперёд отмечу, что в будущих играх разработчики сделали так, чтобы правильные цепочки заключений получали рамку зелёного цвета — такая мелочь удобна и время экономит.
Ещё авторы придумали — видимо, для разнообразия впечатлений игрока — давать игрокам управлять не только Шерлоком Холмсом, но и доктором Ватсоном. Не стоит думать, что это было сделано для создания необычных геймпейных ситуаций (навроде боевых эпизодов). Ведут они себя одинаково. Прежде всего это сделано для лучшего раскрытия сюжета, чтобы не нарушать логику времени, ведь не может же Шерлок Холмс за пять минут оказаться в разных локациях?.. Поэтому он заранее отправляет с каким-то поручением доктора Ватсона, и вот игрок за Ватсона собирает нужные улики и ещё что-то делает, затем игра возвращается к Холмсу, который в то же время занят был совсем другими делами. Потом оба персонажа снова встречаются и результат их совместного труда, объединенный в меню собранных документов и улик, выглядит естественно.
При этом Загадка серебряной серёжки устроена как типичный point-to-click квест: игрок управляет персонажем и изучает локацию при помощи курсора мыши. Хотя графика здесь уже трёхмерная, используются приёмы построения игры как в двухмерных квестах. Модели неплохо нарисованы, их портит прежде всего скованная анимация.
Следующие три проекта Frogwares будут напоминать эту игру, но заметна значительная проработка базовой технологии и концепции. Меню также имеет несколько вкладок для просмотра собранных улик, документов, показаний собеседников, собранного инвентаря и карты местности. При этом играть стало возможно с видом от первого лица. Хотя в переизданиях появится функция переключения камеры, вид от первого лица оказывается очень удобным для исследования локаций. Кроме того посмотреть на персонажа со стороны всё равно дадут во время диалогов, поэтому ради удобства прохождения использовать новую возможность игры очень кстати.
Игру 2006 года Sherlock Holmes: The Awakened вообще следовало бы перевести как "Пробуждение", но видимо для привлечения большего внимания (и чтобы отставить в сторону не столь понятный русскоязычному игроку намёк в названии), её адаптировали на русском язык "в лоб" — Шерлок Холмс и секрет Ктулху. Да, можно сказать, что подобный кроссовер так и напрашивался! Соединить мрачные истории про Ктулху, которые происходят также на рубеже XIX-XX веков и знаменитого сыщика из той поры, который бросит вызов мистическим культам и потусторонним существам.
Но данный пост я хотел посвятить следующей игре Frogwares.
Sherlock Holmes: Nemesis, также известна как Sherlock Holmes versus Arsene Lupin (Шерлок Холмс против Арсена Люпена) — ещё один кроссовер, на сей раз разработчики решили устроить поединок умов между гениальным сыщиком и французским пройдохой Арсеном Люпеном. В этом противостоянии находит отражение и историческая борьба между Англией и Францией за влияние в мире. Арсен Люпен также появился благодаря литературе и идея этого персонажа принадлежит французскому писателю Морису Леблану. Можно с полным правом назвать его трикстером (к числу которых относится и наш Остап Бендер), хотя и более благородный по характеру.
Поэтому совсем неудивительно, что Арсен Люпен делает первый ход и игра начинается с того, что Шерлоку Холмсу приходит письмо от французского ловкача, в котором тот бросает вызов детективу.
Эта игра сильнее всего отличается от прочих про Шерлока Холмса, так как тут нет собственно состава преступления и необходимости искать улики. Преступник уже известен — это Арсен Люпен. Непонятны разве что мотивы его поступков, да и поймать француза всё-таки надо. Но при этом он сам дразнит Шерлока Холмса, щедро оставляя всякие намёки и следы, которые нужно собирать и затем разгадывать загадки.
Атмосфера Sherlock Holmes versus Arsene Lupin светлая и весёлая. Порой в игре будут и действительно забавные ситуации попадаться, чего стоит только невольное соучастие доктора Ватсона в делишках Арсена Люпена (думаю, игроку в этот момент будет очевидно, что играя за доктора Ватсона мы как раз помогаем Люпену). Комичные эпизоды поджидают и в Букингемском дворце: королева Виктория будет изображена довольно оригинально.
Ещё у игры богатая культурная программа. Можно будет посетить Лондонскую Национальную галерею, Британский музей, Тауэр и упомянутый ранее Букингемский дворец. В музеях есть картины и другие экспонаты (таблички можно читать и Холмс кое-что комментирует), а Тауэр занимает приличную площадь и даёт возможность осмотреть разные постройки. Хорошая виртуальная экскурсия!
Примечание: у игр компании Frogwares техническая реализация хранения сохранений и файла настроек имеет особенность — папка находится в каталоге с именем профиля пользователя Windows по адресу [Имя пользователя] \ %APPDATA%\Roaming\games\Sherlock Holmes versus Jack the Ripper\ Если операционная система была установлена с написанием имени при помощи кириллицы, то могут возникнуть проблемы с настройками игры. Мне пришлось с этим столкнуться, из-за чего не удавалось поставить максимальное качество графики. Здесь я использовал свои скриншоты, но добавлю также для сравнения и несколько сторонних картинок — сравнить разницу. |
Квест получился достаточно затянутым и конечно было бы хорошо повысить динамику событий. Самым неприятным моментом я считаю беготню по Британскому музею для разгадывания шифра Арсена Люпена: нужно посещать библиотеку и искать в ней нужные книги, затем приходить к определенным экспонатам в музее за очередной загадкой и опять возвращаться в библиотеку за поисками книги.
Одним из необычных приёмов для решения загадок будет использование разработчиками парсерного ввода слова для ответа на поставленный вопрос. Возможно так они отдают дань памяти временам 1980-х, когда особенно активно применялся этот способ взаимодействия игрока с персонажами?
При этом первоначально неторопливая и очень уютная (благодаря музыкальному оформлению, и дизайну локаций) игра увлекает и оставляет по себе хорошие впечатления. Легко настроиться на заданную здесь непринужденную атмосферу соревнования двух гениев — это хорошо разбавляет мрачный тон других похождений Шерлока Холмса. Всё-таки приятно хотя бы здесь не заниматься осмотром трупов!
Но в дальнейшем этот размеренный темп рискует наскучить. Нельзя сказать, что игра затянута или слишком сложная в решении задач, а пригодилось бы добавить аркадных эпизодов (могло получиться уместно с учётом более весёлого настроения данной истории).
На мой взгляд разработчики сделали правильный ход, выбрав сюжет без мистики.
Frogwares вернутся к мрачной истории в следующий раз, когда отправят Шерлока Холмса ловить Джека Потрошителя. Но это уже тема для другого поста.